Что такое хороший копирайтер, или как угодить заказчику
Дорогие собратья по перу! Если вы уже зарегистрированы на Contentmonster.ru, то и без меня прекрасно знаете, сколь высоки здесь требования – и к качеству текстов, и к нюансам взаимоотношений копирайтер-заказчик. Но если вы только собираетесь вступить в эту, не побоюсь сказать, славную когорту, оставьте надежды на быстрый заработок путем скоропальной писанины «ниачем».
И дело не в том, что у вас просто не примут плохую работу (а значит, и не оплатят ее), а в том, что если не будет хороших отзывов и приличного рейтинга, то не будет и заказов вообще. Безупречная грамотность – само собой разумеется, но, как правило, даже этого оказывается мало, чтобы заказчик остался довольным.
А довольный заказчик – это, читай, ваш постоянный клиент с иже следующим: добрые отзывы, хорошие анонимные (увы!) оценки, высокий рейтинг и, вполне вероятно, доплаты от 10 до 50% к первоначальной цене заказа.
Так как же покорить сердце привередливого заказчика, как умилостивить этого сурового Ктулху и попасть в его уайт-лист? Поделюсь своими собственными наблюдениями. Помните, как в фильме «Тринадцатый воин» у араба спросили: «Откуда ты знаешь наш язык?», на что Ахмед кратко ответил: «Я слушал!».
Так и я – тут и там «слушала» последние пять лет (именно столько времени зарабатываю на жизнь исключительно копирайтингом). Попадались, правда, и такие заказчики (особенно на первых порах), которые давали советы, подучивали, объясняли про html, сео-оптимизированные и продающие тексты – такая себе школа настоящего копирайтинга в его буквальном значении.
Итак, чего хотят заказчики? Некоторые сразу озвучивают: «Нужен ВКУСНЕНЬКИЙ текст на тему монтажа холодильных установок». Не встречалось такое? Наверняка еще встретится, и вам придется изворачиваться, чтобы красиво облить шоколадной глазурью практически несъедобный бисквит.
Как выглядит «вкусненький» текст? Не грех, пожалуй, лишний раз напомнить про наличие правильной структуры:
• краткое вступление («интрига-затравка» в виде абзаца из трех-четырех предложений, без банальностей и пережевывания общеизвестных вещей);
• раскрывающая суть основа (все по полочкам, по существу, последовательно и логично, не отвлекаясь от «интриги-затравки»);
• краткое же заключение (с небольшим, в одно-два предложения, резюме).
Все это прописная истина. А что до «вкусноты», то она создается не только хорошо оформленным текстом с толковым раскрытием темы, но и хорошим стилем.
Если вы пишете для какого-то заказчика впервые, расстарайтесь в пух и прах, чтобы продемонстрировать свои способности во всей их полноте. Дайте заказчику возможность с первой же статьи оценить ваш профессионализм – покажите хороший стиль.
Вряд ли у меня получится в двух-трех словах дать однозначное определение этому «резиновому» понятию, ибо трактовать его можно и как хороший (литературно правильный) язык, и как хорошую манеру написания. То есть то, что вы пишете, не должно быть похоже ни на инструкцию к утюгу, ни на параграф из Административного Кодекса. И даже, как ни парадоксально, на тот самый монтаж холодильных установок.
Что ж, упорядочим признаки хорошего стиля:
• «живая» подача и простота изложения. Писать нужно доступно – не то чтобы совсем уж разговорным языком, но как можно более простыми словами. Это своеобразное балансирование на тоненькой грани, разделяющей литературный и разговорный языки;
• раз и навсегда откажитесь от канцеляризмов (изредка допускаются в новостных текстах, пресс-релизах и других статьях чисто делового стиля). Если мы говорим «купить» и «этот», совершенно незачем писать «приобрести» и «данный»;
• стоп-слова для любых текстов – «на сегодняшний день (в настоящее время)», «наиболее распространенный (популярный)», «стоит отметить (помнить)», «следует знать (не следует забывать)», «команда профессионалов», почти все вводные слова и прочая, прочая;
• избегайте тавтологии, причастных и деепричастных оборотов, плеоназмов, слишком длинных предложений (лучше два-три коротких, чем одно длинное), громких лозунгов и очевидных преувеличений типа «только у нас», «самые низкие цены», «самое лучшее», «самое качественное».
А что касается «воды», так она тем паче никому не нужна, даже если вы взялись за заказ по 10 рублей за килознак и надеетесь, что заказчик (ввиду низкой цены) закроет глаза на нагонку знаков. Не закроет.
И еще оформление: текст должен быть привлекательным не только по содержанию, но и по визуальному восприятию. Абзацы, кое-где маркированные списки, подзаголовки (те самые пресловутые h1, h2, h3) – все это делает текст собственно статьей. И не ленитесь подумать пару минут над интригующим (или хотя бы необычным) заголовком!
Что еще, помимо умения по-человечески писать, отличает хорошего копирайтера? Амбициозность. Можно, конечно, в тему помянуть избитый донельзя афоризм насчет солдатской мечты о генеральских погонах, но я, в силу своего постоянства, вернусь к «Тринадцатому воину». Когда Ахмеду вручили норманнский меч, он растерялся: «Мне его не поднять!». Викинг констатировал: «Стань сильнее».
Чтобы поднять действительно славное оружие, чтобы благодаря ему обретать победу за победой, нужно буквально к каждому заказу относиться с тем же «пухом и прахом», словно вы пишете для этого заказчика впервые, и у вас все еще есть необходимость в самопрезентации.
Ну а подытоживая, я бы еще добавила: нет плохих заказов – только плохие «солдаты», не мечтающие стать генералами.
Автор: Людмила [Luada]