Орфографические ошибки
В сети уйма программ проверки правописания. И в то же время большое количество некачественных Интернет-статей с орфографическими ошибками всех мастей. Этот парадокс показывает, что причины орфографических ошибок – не в тотальной безграмотности, а скорее в обычной лени.
Помните, на бирже подобная небрежность грозит штрафными баллами (за каждую ошибку по одному) и блокировкой аккаунта после трёх баллов подряд.
Правописание слов легко проверить – сначала в Word, а затем – встроенной проверкой биржи.
Грамматические ошибки
Не все грамматические ошибки можно выявить спеллчекером. Программы покажут нам случаи ошибочного словообразования («благородность», «скучание»), ошибочные формы глагола, местоимения, прилагательного или существительного («ложить», «ихнего», «более интереснее», «докторы»). А вот всевозможные нарушения согласований слов и конструкций компьютеру заметить сложнее. («Она восхищалась его характером, словно закалённым сталью, возмужавший в борьбе.»)
Прочитайте текст несколько раз. Если русский – Ваш родной язык, Вы обязательно увидите несоответствие.
Неправильное употребление слов
1. Там, где требуется зависимое слово, обнаруживаем... пустоту.
Пример: «Она смотрела на закат с выражением на лице».
2. Неправильное употребление слов, близких по звучанию или оттенкам смысла
Пример: «Какая эффективная женщина прошла!»
3. Смысловая избыточность – это бич копирайтера. Неоправданное многословие обедняет текст.
Пример: «У нас открылась свободная вакансия».
4. Искажение поговорок, фразеологизмов и прочих устойчивых словосочетаний.
Пример: «Я пса на этом деле съел».
5. Употребление в публицистическом тексте канцеляризмов.
Старайтесь не заменять глаголы существительными («я находился в состоянии сна» вместо «я спал»), не использовать глаголы в пассивной форме («рассматриваемый нами» вместо «мы рассматриваем») и не расщеплять сказуемое на несколько частей («провел работу» вместо «поработал»). Вообще, употребление громоздких конструкций редко бывает уместным, так что будьте проще, и люди потянутся к Вашим текстам.
6. Как следует понимать предложение, иногда известно только его автору. Некоторые слова в русском языке могут употребляться в разных значениях – всё зависит от контекста. Неустранённая многозначность может сыграть с Вашим текстом злую шутку, так что будьте внимательны.
Пример: «Я прослушал эту передачу».
Отметим, что стилистическую ошибку следует отличать от художественного приёма. Умело балансируя на грани, можно решать самые разные задачи. Так, обыгрывание неустранённой многозначности иногда помогает выразить свое отношение к происходящему и т.п.
О ляпах программы тоже умолчат. Но при тщательной вычитке на подобного рода ошибки реагирует даже «замылившийся» глаз.
«Верхушечность» и, как следствие, фактические ошибки
Не беритесь за статьи на далёкую от Вас узкоспециальную тему, надеясь уяснить все тонкости в процессе работы. Разочарование неизбежно, даже если предполагается простой пересказ своими словами. Во-первых, Вы не сможете выделить главного. Во-вторых, не владея терминологией, наломаете дров в попытке добиться уникальности.
Выход только один: если хотите писать на какую-либо тему, придётся хорошо разобраться в ней.
Композиционные ошибки
В некоторых Интернет-текстах напрочь отсутствует структура. Не обязательно классическая (вступление, тело статьи, заключение), но и вовсе какая-либо. Бывает, что абзацы никак не связаны между собой, и подзаголовков, которые спасли бы положение, нет. Или автор начал с конца (видимо, задумывалась оригинальная композиция), а к началу так и не пришёл. Растёкся мыслью по древу, и отведённое количество знаков иссякло.
Чтобы не допускать таких ошибок, продумывайте план текста заранее и следуйте ему. Всегда проверяйте соответствие времён у глаголов в пределах одного абзаца.
Неправильная подача материала
Приступая к работе, нужно чётко представлять себе, для кого вы пишете. Универсального текста для пенсионеров, школьников, яппи и хиппи не создать. Так, мужская аудитория острее реагирует на одно, женская – на другое; технарям необходимы логика, цифры и факты – словом, тот текст, от которого дизайнер заскучает на второй строчке.
Чтобы заинтересовать целевую аудиторию, необходимо знать её ценности, интересы, стремления.
Интернет даёт отличные возможности для своего рода «шпионажа»: смотрите, анализируйте.
Всегда помните о том, на кого ориентирован текст – в этом случае и Вы будете поняты и приняты читателями.
Обилие восклицаний и риторических вопросов
Начинать текст с восклицания – дурной тон. Сначала неплохо было бы подробнее рассказать о том, что вызвало у Вас столь яркие эмоции. Постоянные восклицания, особенно в рекламных текстах, вызывают только одно желание – поскорее закрыть страницу. И в любом случае обилие вопросов, которым суждено остаться без ответа, утомляет и раздражает.
Будьте последовательны и спокойны в изложении мыслей – читатели это оценят.
Мусор в тексте
Вычитывая текст, просто убирайте из него слова, без которых можно обойтись. Заменяйте длинные предложения короткими, исключайте явно лишние союзы. Смело правьте конструкции, где на одно несчастное подлежащее приходится множество сказуемых.
У каждого копирайтера есть пара-тройка слов, которые будто сами по себе прорастают во всех написанных им текстах. Вычислите и без сожаления выкорчёвывайте «сорняки».
Ошибки форматирования
Помимо написания текста «монолитом», есть и другие ошибки форматирования. Это злоупотребление маркированными списками, «полезными» ссылками, разными шрифтами и бесконечными подзаголовками. Излишняя пестрота утомляет, поэтому не удивляйтесь, если заказчик не примет такой текст.
Чувство меры – лучший советчик при форматировании текста.
Неправильное использование выразительных средств языка
Тропы – художественные приёмы, благодаря которым текст становится образнее, изящнее. Есть десятки способов сделать текст живее, но не все ими пользуются. А зря.
Стилистические уловки и композиционные ухищрения при умелом и уместном использовании – мощное оружие в борьбе за читателя. Значение тропа в копирайтинге утилитарно – это не бантик на упаковке, а собственно сама упаковка и есть. Она должна быть не слишком пёстрой, красивой и, по возможности, не бывшей в употреблении.
А потому, если Вы намерены украсить текст метафорой или эпитетом, которые не употреблял лишь ленивый да сноб, одумайтесь.
«Упаковывайте» текст оригинально и со вкусом.